Безденежная экономика

Глава первая

ЭКОНОМИКА И ХРЕМАТИСТИКА




Экономика – это хозяйствование людей на Земле через производство продуктов и услуг, нужных им самим, и дальнейшее перераспределение продуктов и услуг среди самих себя.

Производство продуктов – это сознательное преобразование локальных частей материи (Земли) под нужды и для нужд человека человеком же.

Производство услуг – это манипулирование информацией.

Производство продуктов и производство услуг тесно связаны друг с другом; приведённая разница между ними подчёркивает, что без информационного обезпечения никакое производство продуктов невозможно, равно как и манипуляция информацией возможна лишь на материальных носителях.

С нравственно-этической точки зрения любая экономика разделяется на две части.

Первая: производство продуктов и услуг, необходимых для нормальной жизни человечества, как популяции, в каждый конкретный исторический период.

Вторая: производство продуктов и услуг, вызванных креативностью человека.

Если строго не отделять эти две части (увы, плохо формализуемые «подо все мнения»), то невозможно отличить безполезное производство от полезного. Критерий различения, предлагаемый для этой книги, прост: демографически-обусловленная полезность – есть первая часть, недемографически или ничем необусловленная полезность или безполезность – есть часть вторая.

Таким образом, можно придти к выводу о том, что креатив (неуёмность) человека, желающего, несмотря ни на что, изменять мир под себя – это выпадение из меры, а креатив (неуёмность) человека, желающего жить в мире с миром и в ладу с природой – это приведение себя к нормальной мере. И различение того, когда и какой креатив человека действует – это и есть описание экономики.

В русском языке существуют понятия хозяйствование и хозяйничанье.

Хозяйствование предполагает такую степень меры, при котором целеполагания труда разных групп и объединений людей сливаются в единое целеполагание с как можно меньшей степенью противоречий (в идеале – без противоречий).

Хозяйничанье же (стилистический оттенок несёт в себе определённый смысл) серьёзно выпадает из меры, а значит содержит в себе такого рода противоречия, которые неразрешимы на длинных дистанциях целеполаганий; отсюда и понимаемый каждым человеком подтекст термина хозяйничанье – последующее ИСПРАВЛЕНИЕ ошибок, допущенных в процессе, работе, труде.

Мера допустимости рачительного, нормального, неизбыточного, но и бездефицитного хозяйствования как на долгих, так и на коротких циклах производства неопределима в терминах экономики прежде всего потому, что эта мера проистекает не из самого хозяйствования, а из уровня понимания жизнеустройства самих людей, т. е. из сферы, находящейся ВНЕ хозяйствования как такового. А именно – из мировоззрения людей.

Исходя из вышеизложенного, для того, чтобы приступить к описанию экономики (такой, какой она должна быть – т. е. БУДУЩЕЙ ЭКОНОМИКИ), следует как можно более полно отрешиться от описания того, что происходит сейчас, чтобы не впасть в калейдоскопический идиотизм сочленения разнокачественных категорий (хотя от этого практически невозможно полностью отойти, больно уж много чего наворочено «экономической наукой» за века). Подобный подход внове, поэтому, возможно, будет труден для понимания.

Сознательный отказ от описания будущей экономики в существующих ныне терминах (многие из которых многозначны, ошибочны и несут в себе перегрузку умолчаний, сводящих на нет подразумеваемый изначально смысл) заставляет приступить к выработке НОВЫХ терминов, умолчания которых не будут противоречить заложенным в них смыслам. В частности, следует отказаться от термина «экономика», применительно к существующим ныне реалиям, а сказать прямо, что то, что есть сейчас на Земле, есть ХРЕМАТИСТИКА – т. е. наука об обогащении, нежели что-то другое. В дальнейшем, в данной книге термин «хрематистика» будет применяться лишь с обозначением нынешнего состояния хозяйничанья, а термин «экономика» – будущего состояния хозяйствования.

Сказать однозначно, что на Земле процветает одна хрематистика нельзя. На Земле есть и экономика, и хрематистика. Целью данной книги будет являться в том числе и выявление элементов экономики и элементов хрематистики в жизни и деятельности человека, их показ и анализ, включая качественные категории.

Второй термин, предлагаемый в этой книге – БЕЗДЕНЕЖНАЯ ЭКОНОМИКА или безденежность. Его следует понимать согласно смыслу слов: как экономическую деятельность человечества БЕЗ ДЕНЕГ вообще.

Третий термин, ДАР или ДАРЕНИЕ, считаем основательным и мощным экономическим термином, с глубочайшим смыслом, который по злонравию был навсегда «исключён» даже из околоэкономического и околохрематистического лексикона.

Элементы безденежной экономики были, есть и всегда будут встроены в хрематистику (вплоть до полного исчезновения последней из наших жизней).

К ним относятся, к примеру, свободное (не отягощённое законами и уложениями) использование природных ресурсов Земли всеми людьми (охота, рыбалка, собирание грибов, прогулки, использование парков, заповедников, морей, лесов, рек, гор, равнин), вдыхание воздуха, наконец. Эти элементы составляют приличное количество из спектра обезпечения ВСЕХ потребностей человека, и, хотя часть их пока и НЕ представляет собой никакого встраивания в хрематистику, попытки такого рода ПОСТОЯННО предпринимались, предпринимаются и будут, наверно, предприниматься (роман фантаста Беляева «Продавец воздуха» – об этом!).

К безусловным элементам безденежной экономики относятся все виды ДАРЕНИЯ (от материальных продуктов до идей, мыслей, советов). И в этой сфере видна удушающая роль хрематистики на жизнеустройство (пример: институт авторского права).

К ним же относятся все категории обмена без использования денег, а также любые другие обменные формы. Хрематистика поставила между двумя обмениваемыми продуктами или услугами особого посредника – деньги, хотя и здорово исказила ДАРЕНИЕ через кривую лупу «благотворительности».

Если правильно осмыслить вышеприведённое, то следует признать, что изначально и доныне экономика довлеет в жизни людей, как нормальное явление, но разбавлена «чёрнотой» хрематистики, искажающей миропонимание через введение излишних инструментов в нашу жизнь. Деньги, комплекс понятий, с ними связанных, и механика их работы – есть один из основополагающих таких инструментов.

Следует также увидеть, основываясь на вполне очевидных каждому человеку реальностях, что хрематистика никогда не подчинит себе полностью всю экономику, прежде всего потому, что возможности человека ограничены высшим управлением, сводящимся к устройству планеты Земля таким образом, что мера ЭКОНОМИКИ изначально всегда праведнее меры хрематистики. И с уровня этого понимания хрематистика выглядит злокачественной опухолью, выросшей на нечётком и искажённом понимании огромного количества людей о «работе» экономики.

Основным «вирусом» этой опухоли являются ДЕНЬГИ. На комплексе денег и производных от денег выстроен каркас хрематистики, идейное обезпечение хрематистики и работа хрематистики. С отказом же от денег – экономика может приобрести ту мерность, которая не противоречит Божьей мере, а следовательно будет на уровень безопаснее во всех отношениях.

Деньги, по оглашению являющиеся эквивалентом результатов человеческого труда в экономике, по умолчанию же, будучи используемые в хрематистике, разрушают равномерность и поступательность (нарастаемость экономики во всех аспектах вплоть до приведения её в состояние демографически-обусловленного хозяйствования на Земле) человеческих жизней, привнося в них элементы противоречий, отражающиеся напрямую в том, что человечество пока скорее хозяйничает, нежели хозяйствует, а проявляется это в проблемах и кризисах. Это легко заметить невооружённым взглядом: разграбление ресурсов планеты, без оглядки на будущие поколения, подчинено хрематистике («наживайся кто на чём может и как может!»), а не экономике. А приводным ремнём разграблению служат деньги. Наглость же идей хрематистики такова, что понимание этого и оглашение – даже не скрываются.

Слегка подытожим. Термин «экономика» сводим в понимание «хозяйствования», термин «хрематистика» сводим в понимание «хозяйничанья». В экономике мера взаимодействия людей определяется нравственностью (хотя многие доныне предпочитают обращаться к так называемому «здравому смыслу», что не есть правильно!), как комплексом МЕРИЛ человеческой психики, которая в свою очередь является алгоритмикой обработки информации, поступающей в мозг человека из внешнего мира, а в хрематистике мера взаимодействия людей определяется деньгами, как фикцией, введённой в качестве инструмента управления – «высшей ценности» так сказать. Суть фикции денег приведена выше, но упомянем ещё раз: деньги есть по оглашению эквивалент результатов человеческого труда в экономике, по умолчанию же, в хрематистике, деньги являются инструментом управления.

Управление экономическими процессами, основанными на понимании демографически-обусловленных потребностей человеческого общежития (для всех без исключения людей, по умолчанию!!!) в корне отличается от управления экономическими процессами, основанными на идее хрематистики. Хотя внешне – это вроде одно и то же.

Но «ларчик» открывается просто: целеполагание экономики лежит в области жизнеобезпечения ВСЕХ людей, целеполагание хрематистики лежит в области СНАЧАЛА обезпечения ИЗБРАННОЙ части людского общежития, а уже затем – по остаточному принципу – обезпечения всех остальных (если что останется!). Различие же в исторически сложившихся группах и объединениях людей (государств, культур, цивилизаций) уровней развития СЛУЖИТ затемнению этой наиочевиднейшей реальности. Применением разных терминов: «экономика» и «хрематистика» – мы это ЗАТЕМНЕНИЕ высвечиваем.

Поскольку человек – существо несамодостаточное в отрыве от общества ему подобных, Земли и Бога – Создателя и человека, и Земли, то человеку, для выстраивания своей жизни в ладу с Землёй и Богом следует это сначала осознать, а, осознав, выстраивать свою жизнь на экономических, а не хремастических законоМЕРностях. Если нет целеполагания жизнеобезпечения ВСЕХ людей, то любая «экономика» неминуемо скатывается к хрематистике того или иного рода (обогащению сначала избранных, а затем – всех остальных), будь она управляема с помощью денег или прямых команд по перераспределению продуктов и услуг.

Влиять на хозяйственные процессы, осознанно противопоставляя свой благонравный человеческий потенциал хрематистике и перебарывая её, выстраивая своими действиями экономику, может каждый человек, несмотря на кажущуюся абсурдность этого заявления (здравый смысл ведь говорит ИНОЕ: «против мира не попрёшь!»). Банальное «здравомыслие» выступает категорическим «врагом» даже постановки такого вопроса. Восстаёт, можно сказать, и противится этому до исступления, стараясь возвратить мысли человека на «старую стезю» всеми доступными средствами, коих немало, и все они выработаны историческим опытом человека и выглядят суперубедительно.

Дело в том, что управление – это достижение поставленных целей, выявленных человеком для себя в Божьей мере. Но мало кто понимает, что достигать эти цели не обязательно в самой жизни человека, их можно достигнуть спустя десятилетия и даже века после сознательной жизненной работы человека. Смысл управления и достижение поставленной цели НЕ меняются от того, окончил ли тот или иной человек своё мирское существование или нет.

Однако для изменения жизни людей в целом надо, чтобы появились среди людей те, которые ЗНАЮТ, что и как надо менять, и активно этому способствуют ЛИЧНО. Для начала через описание того, что и как надо делать уже сейчас.

Уже сейчас можно разрабатывать способы низведения хрематистики до нуля, с тем чтобы разбухшая и больная вирусом экономика стала экономикой здоровой. Обращение к безденежности и появление этого термина диктует его раскрытие, а также выработку и показ последовательного, пошагового пути, который может к ней привести.

Глава вторая