Глава третья

ПЛАНИРОВАНИЕ




Перевод хрематистики в экономику связан также с перестройкой государственного аппарата и повышением роли местных органов самоуправления.

Прежде всего необходимо в существующие органы власти ввести дополнительный орган, который будет стоять между Главой государства российского (Президентом) и правительством. Этот орган был в СССР, он назывался ГОСПЛАН, т. е. ГОСударственное ПЛАНирование. Новое заключается в том, где по иерархии взаимоотношений будет стоять ГОСПЛАН: а между Главой России и правительством, а не как в СССР, где ГОСПЛАН был одним из министерств правительства.

На первоначальном этапе перестройки аппарата госуправления назначением руководителя Госплана должна заниматься Госдума с представления Главы государства нескольких людей, одного из которых Госдума и должна выбрать большинством голосов. Должность руководителя Госплана, по уровню и значению, должна быть сопоставима с должностью Президента России (и отражена в изменённой Конституции): оба они должны нести персональную ответственность за принимаемые политические, экономические и любые другие вопросы. В случае смерти, долговременного отсутствия Главы государства, вся высшая власть в стране переходит в руки руководителя Госплана. Представляется возможным даже пойти на такой шаг, что связка Глава России-Глава Госплана должна формироваться на выборах Президента России, т. е. чтобы люди видели, кто идёт в связке с предполагаемым первым лицом государства лицом государства вторым.

Долговременной целью такой вот связки видится выстраивание управленческого рабочего тандема двух Глав: государства и Госплана. Что, разумеется, не может получиться автоматически, выбери Россия двух человек – высших управленцев – из сонма многих. Однако прописывание в Конституции порядка выборности таких лиц, способ решения ими текущих вопросов управления, способ их взаимодействия помогут дать необходимый импульс.

Правительство, в новой схеме устройства аппарата государственного управления, ТЕРЯЕТ свои функции по сравнению с нынешними, выступая лишь исполнительным органом решений, выработанных Госпланом. Способ формирования правительства может быть решён свободно: либо через утверждение Госдумой по персональному представлению Глав страны и Госплана, либо ещё как. Глава правительства должен нести личную ответственность за набранных им лично министров и персонал правительства. Смена команды правительства должна происходить со сменой Главы правительства.

В любом случае – схемы устройства госаппарата не так важны, если над ними довлеет аппарат и целеполагания ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, а все решения, так или иначе подчинены целеполаганию жизнеустройства ВСЕХ людей государства.

Госплан планирует демографические изменения (именно планирует, а не отслеживает ситуацию), учитывая нарастание людей в областях, перемещения людей в областях и снижение количества людей в областях, с принятием упреждающих управленческих решений по обезпечению этих людей необходимыми либо средствами, либо ресурсами, либо и тем и другим с помощью инструментов, подконтрольных этому органу. Эти инструменты включают в себя выделение дополнительных ресурсов и финансов или их сокращение.

Ключевое понятие Госплана во всех без исключения областях работы – УПРЕЖДАЮЩЕЕ воздействие на демографию, т. е. количество людей и качество их жизни во всей стране с разбивкой по регионам.

Задачей Госплана будет, по согласованию с общественными организациями, Главой государства и т. д., вырабатывать ЗАБЛАГОВРЕМЕННЫЕ планы обезпечения людей и экономики необходимыми управленческими прогнозами и планированием, основанными на демографической статистике страны, а также осуществлять слежение за денежной массой.

Функционально Госплан должен представлять из себя государственные планирующие организации, рассыпанные по всей стране и ПЛОТНО работающие с органами местных самоуправлений, с единым центром, который должен сводить статистические демографические и все демографии сопутствующие данные, обрабатывать их и верстать план экономического развития страны на год, два, пять, десять, двадцать и т. д. лет вперёд.

Подразделения Госплана, рассыпанные по всей стране могут быть двух видов: прямого подчинения центральному Госплану, в виде подразделения, и местные организации Госплана: сельского, городского, районного, областного и т. д. уровней, главы которых избираемы прямым голосованием в том или ином участке. Госпланы местного значения должны оценивать текущую местную демографическую политику. Суть неважно, будут ли подобные местные органы избираемы или назначаемы.

Для правительства управление спланированными изменениями в жизнеустройстве людей государства проще всего производить через кредитно-дотационную политику с всё тем же демографически-обусловленным целеполаганием : выдачи необходимых кредитов, дотаций, ресурсов тем, кому они необходимы, туда, где они нужны. Отличие кредита денежного или ресурсного от дотации в экономике в том и состоит, что кредит надо возвращать в казну, а дотация – это дар общества определённой группе людей или человеку лично. Поскольку кредиты в экономике безпроцентны, а в некоторых случаях возможен и отрицательный процент – демёредж, то разница между точно понимаемыми терминами «кредит» и «дотация» будет с течением времени СТИРАТЬСЯ. До полного исчезновения вместе с деньгами.

Управление деньгами и ресурсами на местном уровне должно производиться через местные органы самоуправления (на возвратной денежной, на возвратной ресурсной или на безвозвратной или частично возвратной основе), чьи функциональные возможности будут напрямую координироваться с правительством, выполняющим демографически-обусловленные планы Госплана. Эти органы самоуправления должны соблюдать баланс интересов вышестоящих по иерархии управления планирующих органов с текущими задачами управления местного. Поскольку через Госплан правительству и органам самоуправления будет постоянно спускаться статистические данные о количестве денег в казне, о наличии ресурсов в стране, в той или иной области, то вопрос согласования, когда, что и куда должно выделяться, может решаться достаточно быстро. При доброй на то воле всех сторон.

Деньги, собираемые с участников экономики (физических и юридических лиц) ежедневно в непрестанном режиме (с каждой транзакции в бюджет будет перечисляться, скажем, 1% от суммы) будут консолидироваться в бюджете и распределяться Госпланом и правительством в соответствии с планами на текущие расходы, будущие расходы и резервный фонд. Поскольку деньги будут в электронном виде, то выделение средств на все цели будет мгновенным.

* * *

Свободное волеизъявление людей заниматься производством продуктов или услуг – ДЕЛОМ (ныне он пока называется «бизнесом») – в России в том режиме и в том объёме, который решат сами люди, есть данность, которая НЕ ТРЕБУЕТ НИЧЬЕГО РАЗРЕШЕНИЯ. Но на это самовластное положение может потребоваться (на какой-то срок) прямое указание Конституции во избежание кривотолков. Точно также может потребоваться указание Конституции на свободное волеизъявление людей заниматься ТВОРЧЕСТВОМ и именно в том режиме и том объёме, который решат сами люди.

Разница между ДЕЛОМ и ТВОРЧЕСТВОМ минимальна, потому что любое творчество – есть дело, а любое дело – творчество. Однако в существующих условиях, когда труд в деле и труд в творчестве будут ещё оплачиваться деньгами, для последующего обмена денег на результаты труда других людей (продукты и услуги), разница между этими двумя понятиями будет сводиться к тому, что дело будет пониматься, как «самоокупание», а творчество, существующее в основном выделение дотаций от органов самоуправления, Госплана и правительства, «самоокупаемым» не будет. Хотя и дело, и творчество, в силу близости целеполагания всегда могут рассчитывать на поддержку самоуправлений как ресурсами, так и деньгами.

Целеполаганием любого дела в области производства продуктов и услуг в России является обезпечение этими продуктами и услугами людей. Целеполаганием творчества является ИЗМЕНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ жизнеустройства. Дело, таким образом, можно рассматривать как работу на выполнение планов в краткосрочном периоде, творчество же – на долгосрочный период. Смыкание на каком-то этапе и дел, и творчеств разных людей в единое целеполагание – это идеальное видение будущего. ДЕЛО и ТВОРЧЕСТВО являются терминами данной книги.

Присоединённым и вытекающим из процессов дела и творчества является термин КРЕАТИВНЫЙ МУСОР. В терминах КОБ, если деградационно-паразитические потребности – это спрос, соответственно, креативный мусор – это предложение, их смычка и образует собой замыкание обратных связей в этой части хрематистики.

Креативный мусор – это креативные разработки дел (бизнеса) и творчеств (искусства, образования и т.д.), не устраивающие общество в нравственном отношении. Креативному мусору будет ставиться мягкий «заслон» для воспрепятствования его развития через неоказание помощи кредитами и дотациями с уровней государственного планирования и местных органов самоуправления, либо, если это не помогает, с помощью административных мер, прямого запрета по нравственному произволу. «Выживающий» в условиях неоказания прямой помощи креативный мусор будет служить указанием обществу на проблемы в состоянии нравственности части людей, поддерживающих своими усилиями, деньгами или устремлениями существование этого мусора. В данное время к мусорному креативу можно отнести выросшие в хрематистике индустрии развлечений (удовлетворение скотских потребностей), индустрии игр (удовлетворение паразитических потребностей) и индустрии потребления в целом. Плавное и постепенное вычищение дел и творчества от креативного мусора (предложения) с тем чтобы деградационно-паразитические потребности (спрос) не встречали должного удовлетворения – тоже является одной из целей демографически-обусловленного планирования.

Государственное управление и местное самоуправление НАПРЯМУЮ вмешивается в дела и творчества людей через выдачу или невыдачу кредитов и дотаций, не выдавая кредитов или дотаций тем бизнесам, чья деятельность, по результатам решения органов самоуправления, признана не отвечающей демографической целесообразности региона, либо по собственному нравственно обоснованному произволу. НРАВСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОЛ – решения местных органов самоуправления, это ещё один термин данной книги. Произвол стоит выше законов и Конституции, потому что основывается на прямом действии совести.

ДЕЛО может существовать в форме индивидуального предпринимательства, потребительского или производственного кооператива. Никакой регистрации ДЕЛ в государственных органах не требуется. Дело в России не имеет права заниматься чистыми финансами, и это – единственное временное ограничение, действующее до наступления безденежности.

Вышесказанное о дотациях и кредитах в точности соответствует хрематистике. Сейчас всё происходит именно так, как описано: кредиты и дотации выделяются как центральными, так и местными властями по собственному произволу и в соответствии с «генеральной линией партии», т. е. хрематистического уклада. Поэтому так важно указать на разницу. И хрематистика, и экономика, что бы там ни говорили, всё равно строятся НА НРАВСТВЕННОМ ПРОИЗВОЛЕ (с завесой из законов) управленцев, но этот нравственный произвол в хрематистике и экономике РАЗНЫЙ, нацелен на разное. В экономике – на обезпечение демографически-обусловленных потребностей ВСЕХ людей, в хрематистике – на обезпечение сначала избранной части, а затем всех остальных.

Плановый переход от хрематистики к экономике невозможен без целенаправленных усилий в деле воспитания новых поколений людей в условиях выработки демографически-обусловленного спектра производимой продукции (с подавлением креативного мусора) с одновременным уменьшением цен на продукты и услуги за счёт консервации количества денег, приучения людей к мысли о том, что подобный переход ведёт к постепенному отказу от платности сначала ряда товаров и услуг, а затем с выходом всей экономики в полную безденежность.

Постепенный отказ от взимания оплаты на определённые продукты и услуги будет связан с тем, что многие, установленные на каком-то уровне, цены, с течением времени, при плановом снижении их – перейдут в разряд совершенно ничтожных. НИЧТОЖНЫЕ ЦЕНЫ – это ещё один термин данной книги, он обозначает последний этап перед переходом в полную безплатность. Устремление к приведению цен к ничтожному уровню будет касаться в первую очередь общественно значимых продуктов и услуг: пищи, или некоторых её видов, транспортных, социально-значимых услуг. Необходимый опыт у Русской цивилизации ЕСТЬ. Это время в СССР, когда в некоторых местах хлеб в столовых был безплатным, а транспортные расходы: метро, троллейбус, автобус, железнодорожные перевозки и авиаперелёты – были минимальны, приближались к искомой ничтожности.

Снижение цен будет осуществляться не через государственные указы об этом, а через оказание «давления» на экономику в виде «нехватки» денег, когда дела будут «мягко принуждаемы» к этому самой экономической обстановкой, а также планового и регулируемого снижения цен на энергоносители (электричество, газ, нефтепродукты, лес, каменный уголь и т. д.), потребляемые в общегосударственном масштабе, и такую кредитную и дотационную политику, которая будет указывать направление действия дел.

Переход от хрематистики к экономике возможно осуществить в течение нескольких ПОКОЛЕНИЙ ЛЮДЕЙ, с тем чтобы плодами уничтожения хрематистики в полной мере воспользовались наши будущие поколения. К сожалению, за одно поколение или за два указанную задачу совершить невозможно.

Разработку планов по введению безплатности на определённые виды продуктов и услуг при достижении цен на них ничтожного уровня (безденежности) осуществляет ГОСПЛАН, но целеполаганием при этом является не обязательное достижение безплатности к определённому сроку, а стремление к осуществлению безденежности на максимально безконфликтной и ненапряжённой основе с постоянным мониторингом текущей ситуации.

Ключевым понятием устремлённости в безденежность в экономическом аспекте является неуклонность следования фиксации объёма денежной массы на каком-то уровне. При достижении обществом определённого культурного уровня, при котором понятия ДЕЛА и ТВОРЧЕСТВА станут неразличимы, проблема дальнейшего существования денег отпадёт сама собой.

Глава четвёртая